2 июля Президент Украины подписал 2 закона, при помощи которых в стране вводится институт частных исполнителей (Законы Украины "Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов" (проект №2506а) и "Об исполнительном производстве" (проект №2507а)). Оба закона вступают в силу через 3 месяца со дня опубликования. К сожалению,текстов законов на сайте Верховной Рады Украины на данный момент пока еще нет и об их опубликовании ничего не известно. Согласно с положениями законов принудительное исполнение судебных решений и решений других органов теперь возлагается на органы государственной исполнительной службы и в определенных Законом "Об исполнительном производстве" случаях - на частных исполнителей. Установлены требования к лицам, желающим стать частным исполнителем: частным исполнителем может быть гражданин Украины не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование не ниже второй степени, владеющий государственным языком, имеет стаж работы в области права после получения диплома не менее двух лет и сдавший квалификационный экзамен. Лицо, желающее стать частным исполнителем обязана пройти обучение и стажировку, общий срок которого не может превышать трех месяцев. Также частный исполнитель обязан застраховать гражданско-правовую ответственность перед третьими лицами. Минимальный размер страховой суммы составляет 1000 минимальных размеров заработной платы, но не менее 10% от общей суммы взыскания по исполнительным документам, находящимся на исполнении у частного исполнителя в течение года Министерство юстиции будет вести Единый реестр частных исполнителей Украины. В новом Законе Украины "Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов" указано, что частные исполнители будут иметь такие же права и полномочия по исполнению судебных решений, что и государственные исполнители. Частные исполнители будут иметь возможность и права осуществления исполнительных производств по широкому кругу дел, кроме социально чувствительных категорий (например, выселения из жилья) и дел, связанных с государственным сектором (в частности, касаемо государственных и местных органов власти, при участии государственных предприятий). Министерство юстиции Украины в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона должно сформировать состав временной квалификационной и дисциплинарной комиссий частных исполнителей. Также Министерство юстиции не позднее чем через год после вступления в силу настоящего Закона организует проведение учредительных съездов частных исполнителей регионов и определяет порядок их проведения. Учредительный съезд частных исполнителей региона формирует совет частных исполнителей региона. Не позднее чем через месяц после созыва восьми учредительных съездов частных исполнителей регионов созывает и организует проведение съезда частных исполнителей Украины, который в свою очередь образует Ассоциацию частных исполнителей Украины и утверждает ее устав, образует Совет частных исполнителей Украины. Сама идея введения института частных исполнителей вполне осуществима. Такие исполнители могут быть задействованы в исполнении судебных решений, и это поможет сократить расходы государства на исполнение судебного решения. Эффективность исполнения решений может быть значительно повышена за счет снижения нагрузки на государственных исполнителей и возникновения конкуренции на рынке исполнения судебных решений. Но есть и минусы. В случае учреждения данного института есть риск, что лица, занимающиеся сегодня «выбиванием» долгов (так званные коллекторы), смогут использовать такое нововведение для получения официального статуса, при том что они и в дальнейшем будут прибегать к незаконным методам для взыскания долгов или будут использовать схемы рейдерского захвата бизнеса. Следовательно частные исполнители вполне могут быть задействованы в сфере исполнения судебных решений, но только после наведения порядка в государственной исполнительной службе. То есть после того, как государственные исполнители начнут работать честно и добросовестно, делая все в разумные сроки, а частные исполнители будут необходимы для того, чтобы сократить расходы государства на исполнение судебных решений, но ни в коем случае не заменять государственных. И конечно же необходим надлежащий контроль деятельности частных исполнителей со стороны дисциплинарных комиссий, органов профессионального самоуправления и судебного контроля.
|