В связи с событиями, происходящими в Украине, как известно, возросло количество переселенцев. За неимением средств на приобретение нового жилья на мирной территории, чаще всего переселенцы снимают жилье. С недавнего времени цены на жилищно-коммунальные услуги выросли, и на данный момент вопрос о субсидиях для многих переселенцев является очень важным. И что самое главное, многие переселенцы совершенно не осведомлены о процедуре оформления субсидии для внутренне перемещенных лиц.

Начиная с мая прошлого года и до сегодняшнего дня граждане оформляют субсидии в упрощенном порядке. Также в мае прошлого года была предоставлена возможность оформлять субсидию лицам, которые арендуют жилье.  Поэтому внутренне перемещенные лица, не имеющие регистрации в жилом помещении, в котором фактически проживают, могут обращаться за оформлением субсидии.

Для назначения внутренне перемещенному лицу адресной помощи на оплату жилищно-коммунальных услуг, структурному подразделению по вопросам социальной защиты населения по месту проживания подаются такие документы:

- заявление о назначении субсидии;

- декларация о доходах и расходах лиц, обратившихся за назначением субсидии;

- договор аренды.

В п.6 Положения о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг указано, что субсидия назначается лицу, не зарегистрированному, но фактически проживающему в жилом помещении (доме) на основании договора найма (аренды) жилья, если ей начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги. До внесения изменений в данное Положение обязательным условием назначения субсидии арендатору было открытие на последнего личного счета по оплате жилищно-коммунальных услуг. В связи с тем, что личные счета сегодня открывать арендатору необязательно, свидетельством того, что он оплачивает стоимость жилищно-коммунальных услуг является соответствующий пункт в договоре. Кроме того, в нем необходимо указать количество людей, которое будет проживать в данном помещении.

Для назначения субсидии совокупный доход вычисляется исходя из начисленных лицам доходов без учета налога с дохода физических лиц, сведения о которых предоставляются структурным подразделениям по вопросам социальной защиты населения ГФС, Пенсионным фондом, фондами социального страхования, а также размеров государственной социальной помощи, которая выплачивается структурными подразделениями по вопросам социальной защиты населения (кроме части помощи при рождении ребенка, выплата которой осуществляется одноразово, части помощи при усыновлении ребенка, выплата которой осуществляется одноразово, одноразового вознаграждения женщинам, которым присвоено почетное звание Украины «Мать-героиня», государственной социальной помощи на детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, ежемесячной адресной помощи внутренне перемещенным лицам для покрытия расходов на проживание, в т.ч. и на оплату жилищно-коммунальных услуг).

Внутренне перемещенные лица, которым назначено субсидию, обязаны на протяжении месяца проинформировать структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения об изменении состава лиц, которые фактически проживают в жилище, их социального статуса, перечня получаемых жилищно-коммунальных услуг, условий их предоставления, исполнителей жилищно-коммунальных услуг, купли товаров или оплаты услуг на сумму, которая превышает 50 тыс. грн, путем подачи соответствующих документов.

В СМИ периодически появляются противоречивые сообщения касаемо возвращения субсидий. Несмотря на то, что субсидия является безвозвратной, есть случаи, в которых действительно внутренне перемещенным лицам придется вернуть помощь от государства. Это возможно тогда, когда субсидию перечислили излишне вследствие осознанной подачи лицом документов с недостоверными данными или несообщения лицом о вышеуказанных изменениях.

В случае, если стоимость фактически использованной услуги меньше, нежели обязательная часть расходов на оплату этой услуги, внутренне перемещенные лица должны оплачивать ее фактическую стоимость. Сумма субсидии, которую было перечислено и не использовано вследствие экономии потребления услуг, засчитывается исполнителем/производителем как оплата услуг, в том числе обязательной части платежа домохозяйства, на следующие расчетные периоды.

То есть, внутренне перемещенным лицам, которые еще не успели оформить субсидию, стоит обращаться к территориальным органам управлений социальной защиты населения. Напомним, что для арендаторов субсидия назначается на срок действия договора аренды жилого помещения, но не более чем на 12 месяцев с месяца обращения за ее назначением. На следующий срок субсидия назначается по личному обращению переселенца.