Одна из главных задач в развитии Украины, как европейского государства – улучшение условий ведения бизнеса. К сожалению, не смотря на все реформы и нововведения, предприниматели до сих пор сталкиваются с превышением полномочий работниками государственных органов, процессуальными злоупотреблениями, коррупцией и даже открытием криминальных производств против бизнеса.
Если Вы столкнулись с одним из проявлений вмешательства в нормальное функционирование Вашей хозяйственной деятельности, у Вас есть возможность обратиться к бизнес-омбудсмену.
Впервые за историю независимой Украины Совет бизнес-омбудсмена было создано в декабре 2014 года. Совет бизнес-омбудсмена представляет и защищает интересы бизнеса в государственных органах.
Результаты работы бизнес-омбудсмена предоставляются в виде отчетов.
Так, согласно квартальному отчету за IV квартал 2015 года, в 2015 году Офис бизнес-омбудсмена получил на рассмотрение 585 жалоб от украинских предпринимателей, из которых команда Совета успешно закрыла 164 дела. По состоянию на конец 2015 года государственные органы выполнили 81% от всех предоставленных Советом рекомендаций.
В течение года жалобы поступили от предпринимателей из всех регионов Украины. Почти половина всех обращений поступило из г. Киева (247). Регионами-лидерами по количеству поданных жалоб является Харьковская (48), Киевская (37), Днепропетровская (36), Запорожская (21) и Одесская (21) области. Большинство поданных жалоб (82%) приходится на представителей малого и среднего бизнеса.
«Антирейтинг» госорганов, на которые жалуются украинские бизнесмены, остается неизменным: ГФС удерживает первенство по количеству полученных жалоб (43%). По 7% жалоб поступило соответственно на действия прокуратуры и Минюст, по 6% - на органы местного самоуправления и МВД.


Для того, что бы обратиться к бизнес-омбудсмену нужно учитывать несколько нюансов:
- пожаловаться можно, в случае возникновения проблем с органами государственной и муниципальной власти, государственными компаниями и подконтрольными им компаниями. Бизнес-омбудсмен не рассматривает жалобы на частный бизнес;
- должно пройти не больше года с совершения действия или бездействия, на которое жалуются;
- перед обращением бизнесмен должен пройти хотя бы одну стадию административного обжалования, доступного в соответствии с действующим законодательством и внутренними правилами стороны, в отношении которой подана жалоба
- спор не должен рассматриваться в суде, не должно быть судебного решения по данному конфликту.

Есть несколько возможностей для обращения - через сайт совета бизнес-омбудсмена boi.org.ua, письмом на электронную почту [email protected], обычным  письмом по адресу ул. Спасская, 30А, Киев, 04070.
Кроме того, консультации по оформлению жалоб могут быть предоставлены по телефону - +380(44) 237 74 01 .

Согласно информации на официальном сайте, бизнес-омбудсмен разрабатывает рекомендации государственным органам и применяет свой авторитет, чтобы его рекомендации были воплощены вовремя и в полной мере. Он также имеет право передать дело в Антикоррупционное бюро и привлечь внимание Президента или Премьер-министра к рассмотрению дела. В случае, если государственные органы системно отказываются воплощать рекомендации Совета и если это негативно влияет на бизнес-климат в Украине, Совет может привлекать внимание общественности к ситуации через периодические отчеты и средства массовой информации.