Не надо откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Это крылатое выражение точно характеризует предпринимательскую натуру. И если у вас есть идея по созданию своего собственного дела - возьмитесь за нее сегодня и будете иметь результат уже завтра. Идея - это, конечно, главное, но еще надо сделать первые шаги и оформить начало собственного бизнеса. Именно об этом и расскажем в статье.

Преимущества регистрации ФЛП

ФЛП - это физическое лицо, зарегистрированное в качестве предпринимателя. Предпринимательство - самостоятельная, инициативная, систематическая хозяйственная деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли (ст. 42 ХКУ). Именно систематичность получения доходов от определенной деятельности и обязывает осуществить регистрацию. Сразу проанализируем, что дает статус предпринимателя физическому лицу.

Преимущества статуса ФЛП над осуществлением деятельности без регистрации:

  • возможность платить налог 18% с дохода (как при отсутствии регистрации), а с разницы между доходами и расходами или платить фиксированную сумму налога или 3 (5)% с дохода;
  • отсутствие риска попасть под уголовное дело за уклонение от уплаты налогов;
  • отсутствие риска за получение админштрафа за осуществление незарегистрированной предпринимательской деятельности (ст. 164 КУоАП);
  • возможность легально нанимать работников; возможность снимать легально офис и просто "засветить" свою деятельность, заключая хозяйственные договоры, проводить рекламу, создавать свой бренд и тому подобное.

Преимущества статуса ФЛП над осуществлением деятельности без регистрации:

  • возможность платить налог 18% с дохода (как при отсутствии регистрации), а с разницы между доходами и расходами или платить фиксированную сумму налога или 3 (5)% с дохода;
  • отсутствие риска попасть под уголовное дело за уклонение от уплаты налогов;
  • отсутствие риска за получение админштрафа за осуществление незарегистрированной предпринимательской деятельности (ст. 164 КУоАП);
  • возможность легально нанимать работников; возможность снимать легально офис и просто "засветить" свою деятельность, заключая хозяйственные договоры, проводить рекламу, создавать свой бренд и тому подобное.

Преимущества ФЛП над созданием ООО или частного предприятия (ЧП)

  • более простая процедура регистрации;
  • возможность регистрации по месту жительства (не надо юрлица)
  • для ФЛП можно не создавать расчетный счет в банке;
  • отсутствие полноценного бухгалтерского учета (только очень упрощенный учет доходов и расходов или учет только доходов в зависимости от системы налогообложения ФЛП)
  • возможность находиться на более легких группах (1-2) единого налога (ЕН) (упрощенная система налогообложения);
  • простая и дешевая процедура закрытия бизнеса; можно вообще не нанимать работников;
  • меньшее количество отчетности - отсутствие составления баланса, отчета о финрезультатах, статистической отчетности, более простая налоговая отчетность;
  • легче разобраться в ведении учета и осуществлять его самостоятельно без услуг бухгалтера.

Недостатки регистрации ФЛП

Как видим, ООО имеет свои преимущества. Но для объективности отметим и недостатки: существуют виды деятельности для ФЛП запрещены, в частности финуслугах; могут быть проблемы с привлечением кредитных ресурсов, так как банки больше направлены на сотрудничество в бизнесе с юрлицами, финансовое состояние которых можно достовернее оценить; крупные предприятия могут принципиально не сотрудничать с ФОТ; ФЛП несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом, в т.ч. находящимся в совместной собственности с женой (мужем), родителями.

Государственная регистрация ФЛП

Правила проведения госрегистрации для ФЛП можно найти в Законе Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований" от 15.05.2003 г.. № 755-IV. Провести ее можно следующими способами: лично у регистратора (ему надо предоставить документы в бумажной форме или отправить их по почте) самостоятельно через специальные электронные сервисы в сети Интернет. В последнем случае - электронного способа регистрации - необходимый Электронная цифровая подпись. Его можно получить в аккредитованных центрах, например в центре ДФС, в центре Минюста. Также их можно получить в системе Приват-24 (раздел "Все услуги" - "Для бизнеса" - "Электронная цифровая подпись»). Осуществить регистрацию можно через Портал государственных послушание iGov или Кабинет электронных сервисов Минюста.

Ограничения для ФЛП

Регистрировать ЧП запрещено в следующих случаях:

  • для физических лиц, не достигших 18 лет. Исключение - достижение 16-летнего возраста и предоставления письменного согласия родителей или вступление в брак; для государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления;
  • для военных ВСУ и других законных военных формирований. Исключение -военнослужащих срочной военной службы и курсанты;
  • для должностных лиц государственной уголовно-исполнительной службы, налоговой милиции, органов гражданской обороны, прокуратуры, СБУ, полицейских; для народных депутатов Украины; судей и других категорий (см. ч. 1 ст. 25 Закона Украины "О предупреждении коррупции» от 14.10.2014 г.. № 1700-VII);
  • запрещены для ФЛП виды деятельности: финансовые услуги (банковские и страховая деятельность за исключением страховых агентов, брокеров и т.п.), организация телевидения и радиовещания, операции с металлоломом, организация общего среднего и высшего образования, строительство и эксплуатация автодорог.

Как открыть ЧП:

Обязательным документом является заявление о госрегистрации СПД (форма 10 приказ Минюста от 18.11.2016 г.. № 3268/5).

Необязательные документы (в случае избрания соответствующей системы налогообложения и / или статуса плательщика НДС)

  • заявление об избрании физлицам упрощенной системы налогообложения (форма утверждена приказом Минфина от 20.12.2011 г.. № 1675). Если это заявление не подать ли, то ФЛП автоматически попадает на общую систему налогообложения;
  • регистрационное заявление о регистрации в качестве плательщика НДС (форма № 1-НДС в Положение о регистрации плательщиков НДС, утвержденного приказом Минфина от 14.11.2014 г.. № 1130).

Также при подаче документов предъявляются: 1) паспорт гражданина Украины или временное удостоверение гражданина Украины или паспортный документ иностранца или удостоверение лица без гражданства, или вид на постоянное или временное проживание; 2) копия регистрационного номера по постановке на учет в качестве плательщика налога (бывший ИНН).

Дополнительные документы в случае необходимости:

  • доверенность, если документы подает уполномоченный представитель будущего предпринимателя;
  • письменное согласие родителей (усыновителей), заверенная нотариально, если предпринимателем регистрируется несовершеннолетний;
  • справка о постановке на учет внутренне перемещенного лица (справка "переселенца"), если адрес регистрации в паспорте - Крым;
  • документы, подтверждающие местонахождение - при регистрации ФЛП для иностранца.

В 2018 году порядок их регистрации упрощено, уже не надо вид на жительство. Документы заполняются на украинском языке печатными буквами на компьютере или от руки и не должны содержать подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные исправления. Результат будет известен в течение 24 часов. Им может быть регистрация, остановки рассмотрения документов или отказ в регистрации. Проверить этот факт можно онлайн на том же сайте ЕГР. Рекомендуем получить от госрегистратора выписку из ЕГР в письменной форме (это не то же самое, что выписка из ЕГР в электронной форме, который можно получить самостоятельно на сайте ЕГР). Для этого в заявлении на госрегистрацию предварительно ставится опция "выдать выписку из ЕГР в бумажной форме".

Как зарегистрировать ЧП в Государственной фискальных служб

Регистрация в органах ДФС происходит одновременно с госрегистрацией ФЛП. Это значит, что подавать отдельное заявление на регистрацию в ДФС не требуется. Датой постановки на учет является дата внесения данных в ЕГР. Однако, побывать в ДФС все же все равно придется. Во-первых, если при госрегистрации не было подано заявление об избрании упрощенной системы налогообложения, то это еще можно сделать: до окончания месяца, в котором произошла госрегистрация - для ЕН 1-й и 2-й групп; в течение 10 дней от даты госрегистрации для 3-й группы ЕН (если не успеть, то можно будет стать плательщиком ЕН только со следующего квартала). Во-вторых, необходимо еще зарегистрировать книгу (журнал), в которой вновь ФЛП будет вести учет для целей налогообложения и заполнения декларации. В зависимости от выбранной системы это могут быть:

  • Книга учета доходов и расходов;
  • Книга учета доходов;
  • Книга учета доходов и расходов *

* Отличается от Книги учета доходов наличием раздела для учета расходов и графы о признании доходов от списания кредиторской задолженности.

Обращаем внимание, что без регистрации данные Книги являются недействительными. Для регистрации необходимо: прошнуровать и пронумеровать Книгу; заполнить титульный лист Книги. Надо отметить: ФИО, идентификационный номер, налоговый адрес (место жительства); заполнить заявление (в произвольной форме) на имя начальника ДФС, где предприниматель состоит на учете, и подать книгу в контролирующий орган по основному месту учета. Орган ДФС бесплатно регистрирует Книги. После регистрации на ней должны быть проставлены подпись руководителя или заместителя контролирующего органа, скреплен печатью. Сроки такой регистрации неопределенные, примерно 2-3 рабочих дня. После окончания листов книг регистрировать новую.

Какая система налогообложения ФЛП лучше

Выбор между общей системой и упрощенной зависит от видов деятельности, запланированного объема, желаемой базы, желательности регистрации в качестве плательщика НДС, ожидаемых способов расчета. Для сравнения основных преимуществ этих систем приведена таблица ниже.

В каких ситуация лучше (или единственно возможная) система налогообложения ФЛП:

Общая

  • СПД имеет значительные расходы, которые могут значительно уменьшить базу налогообложения и налог получится меньше, чем на упрощенной системе (возможно, например, при значительном использовании труда наемных работников или материалозатратному производстве);
  • СПД использует в хозяйственной деятельности основные средства. На общей системе разрешено в состав расходов включать амортизацию основных средств и нематериальных активов (кроме автомобилей, жилой недвижимости, земельных участков);
  • СПД имеет необходимость осуществлять бартерные расчеты;
  • СПД желает заниматься видом деятельности, запрещающий для упрощенной системы; ФЛП имеет выручку за год превышающую 5 млн грн.

Упрощенная

  • СПД проводит деятельность только на рынках, занимается предоставлением услуг населению, предоставляет услуги только плательщикам ЕН (преимуществом становится 1-2 группа)
  • СПД имеет незначительные расходы и ему выгоднее уплатить 3 (5)% с дохода;
  • СПД не использует основные средства, а потому не может увеличить расходы за счет амортизации; надо избежать уплаты земельного налога (ЕН он не уплачивается).

Прекращение деятельности ФЛП

ЧП легче закрыть, чем юрлицо. Если пришло время это сделать, то необходимо подать заявление госрегистратору о регистрации прекращения предпринимательской деятельности (форма 12). Снять ФЛП из реестра можно онлайн через уже упомянутые сервисы Минюста или IGov.

Также необходимо: подать заявление на аннулирование статуса плательщика ЕН или НДС; подать налоговую декларацию и отчет по ЕСВ за последний базовый отчетный период в течение 30 дней со дня госрегистрации прекращения деятельности; уплатить налоги и ЕСВ, в т.ч. за месяц, в котором было подано заявление государственному регистратору; закрыть счет в банке, если он был открыт. Возможна налоговая проверка деятельности ФЛП в течение 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, поэтому надо сохранять все документы, связанные с деятельностью в течение этого срока.

https://www.golovbukh.ua/article/7235-fzichna-osoba-pdprimets-fop